Рецензия на статью «7 элементов системы образования XXI века» П. Дурова

chitat-ne-vredno-vredno-ne-chitat-120

Человечество отличается от других видов тем, что способно передавать информацию следующему поколению. Однако,судя по катящейся в пропасть системе среднего образования, мы практически разучились это делать. В XXI веке будет создана новая парадигма образования, имеющая мало общего с текущей.
Читать далее: slon.ru

Статья с красивыми картинками, весьма познавательна и полна хороших идей.
Поэтому должна быть интересна и критика.


1. 7 элементов системы образования XXI века в статье не имеют главного элемента — методологического образования. Всё перечисленное в статье не имеет смысла если упустить важность перехода от фактологического образования от методологическому. Именно в этом суть отличий образования для рабочих фабрик от образования для управленцев высшего уровня и творцов. Кратко об этом — «Хочешь помочь человеку – дай ему не рыбу, а удочку». Фактология — это рыба (готовые решения), методология — это удочка (способ найти решение самостоятельно). Ведь можно вкачивать в человека факты и трактовки событий тысячелетий известной истории, а можно дать понимание направленности и управляемости глобального исторического процесса. Можно заставить его зазубрить способы решения некоторых известных задач, а можно обучить его способам быстрого нахождения решений во всемирном банке данных и самостоятельного творческого поиска решений. Можно обучить его принятым практикам управления в какой-то прикладной области, а можно обучить теории управления, достаточно общей для решения любых задач.

Каких картинок и интерактивных слайдов не рисуй, но без методологического образования индивиду реализовать свой потенциал будет трудно и он будет зависеть от тех, кто методологически образован. Подробнее в книге Нам нужна иная школа.

2. Очевидна нерациональность вбухивания огромных средств, ресурсов и талантов в красивые, но абсолютные пустые и безсмысленные для людей «продукты» типа, например, фильмов «Трансформеры» и «Гарри Поттер». Этот пункт — не критика, а скорее дополнение. Смотря фильмы, мультфильмы и играя в игры люди любого возраста обучаются, это элементарно подтверждается тем, что школьникам-двоечникам не составляет труда знать всех героев мультфильмов, тонкости их взаимоотношений, не составляет труда строить сложные стратегии и побеждать в играх. Поэтому эти дети не глупые, с ними лишь неправильно работает система образования.znaniya_otkryvayut_dveri

Индустрия развлечений должна работать как элемент системы просвещения, то есть она должна доучивать и помогать понять и запомнить детям и взрослым то, что они изучали в школе. Документальные фильмы должны давать не калейдоскоп фактов, а быть наглядными пособиями по конкретным вопросам системы образования. То есть если ребёнок что-то недопонял в школе за партой — то ему это объяснят разными творческими способами в компьютерных играх, в кино, в мультфильмах или передачах ТВ. Научиться создавать информационные продукты и интересными, и познавательными, и полезными обществу — вот задача для творцов 21 века.

3. Необходимость в наличии интерактивных лекций лучших учителей очевидна и понятна многим, и отчасти она уже реализуется некоторыми университетами, но, к сожалению, это либо уникальные случаи, либо это лишь первые лекции в курсе, выложенные чтобы привлечь студентов именно к этому университету. Если это полные курсы, то они скорее всего будут платными и закрытыми от свободного распространения авторским правом, также как и уже существующие книги и интерактивные материалы (очередной случай, когда существующая система защиты «интеллектуальной собственности» препятствует тому, ради чего она декларативно создавалась). Поэтому для решения задач формирования всемирного банка знаний по всем профессиям необходимо в корне реформировать интеллектуальное право.

4. Тесты. Тесты для тех, кем будут управлять по принципу раздели одну ложь на несколько, а правду спрячь. Как привыкший выбирать правильный вариант, всегда присутствующий в одном из нескольких представленных, научится решать творческие задачи? «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно – он-то и делает открытие» (Альберт Эйнштейн) — если все будут выбирать из предложенного, откуда возьмутся открытия? Я за будущее людей, свободных и равных в возможностях для освоения своего потенциала развития, поэтому учащиеся будущего должны решать уникальные творческие задания, реально приносящие пользу обществу (в книге И.Ефремова «Час Быка», например, такие задания называются «Подвигами Геркулеса», после решения которых человек считается перешедшим из детства в юность), а применение тестов должно быть ограничено узкими областями, где оно не препятствует развитию творческого мышления.

5. Децентрализация. Образование — это первый приоритет управления обществом, по мощности воздействия опережающий все иные виды оружия«Хочешь победить врага — воспитай его детей»(Восточная мудрость). Образование влияет на общество на интервалах десятилетий, столетий и более, оно формирует мировоззрение всех людей, в том числе управленцев высшего уровня. Если государством оборот военного оружия жёстко регулируется, распространение наркотиков и лекарств ограничивается, экономика, идеологии и трактовки истории управляются — то как можно говорить о полной децентрализации образования? Люди, вышедшие из таких «нестандартных» школ, будут считать что Гитлер был побеждён американцами в войне, развязанной Сталиным (показательно, что в этом вопросе сам автор статьи —и жертва и рупор лживой пропаганды), атомную бомбу сбросили на японцев русские, а природные богатства России необходимо в гуманных целях распределить между всем остальным миром. Это случится потому, что управляющее место государства займут организации, финансирующие данные «нестандартные» школы на деньги геополитических и внутренников противников России. Это уже итак фактически происходит, подведение под это законной базы может привести к фатальным последствиям для нашей страны в силу геополитической обстановки в мире. К сожалению, автор статьи этой обстановки  не понимает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.