Люди для власти

Михаил Величко: Мы живём в цивилизации, в которой мы зависимы от техносферы.

Если любого из нас выпустить в природную среду, без каких-либо атрибутов техносферного характера, а просто в натуральном виде, где бы это ни происходило: в тропиках, субтропиках, за полярным кругом, зимой или летом — вопрос будет закрыт в весьма короткие сроки. Если говорить о техносфере, то техносфера сейчас воспроизводится на основе коллективной трудовой деятельности, в которой доминирует то, что принято называть «профессионализм специалистов». И мы живём на основе коллективного труда. Что это практически значит?

Есть такая задачка. Она почему-то вызывает большие трудности, когда её ставишь студентам, которые даже вроде как получили зачёты, или сдали экзамены по курсу «Теория вероятности и математическая статистика». Приходит КамАЗ с кирпичом. Десять мужиков выстраиваются в цепочку и начинают перебрасывать кирпичики друг другу, и таким образом разгружают машину. Вероятность того, что каждый из них поймает кирпич, не уронит и не расколет — 0,9. Спрашивается, сколько кирпичей останется?

Ответ: Мы не математики.

Михаил Величко: Вот. 0,9 в десятой степени кирпича уцелеет. Это несколько более одной трети того, что пришло. Две трети груза примерно будут разбиты, и если в КамАЗе было кирпичика ровно столько, сколько надо для того, чтобы чего-то построить, а они всё это дело благополучно разбили, то проект будет сорван.

Следующая задачка. Десять тысяч мужиков собрались, и решили с нуля сделать аэробус. Отношение к работе такое же. Чего будет? Обычно студенты говорят, что они не хотят быть пассажирами этого аэробуса. Я их обычно успокаиваю, что не волнуйтесь, до этого дело не дойдёт. Первый экземпляр вряд ли удастся выкатить из сборочного цеха.

Если от этой задачки обратиться к жизни, то мы живём примерно при таком отношении к труду, что любой продукт коллективной деятельности содержит в себе где-то мины — некие закладки, которые конечный пользователь, так или иначе, должен принять, как данность, либо принять дополнительные усилия к тому, чтобы это устраивать. Причём, речь не идёт о прямых диверсиях со злым умыслом, или просто шутки ради. Речь идёт о том, что люди якобы профессионально выполняли свои должностные обязанности.

Если труд носит коллективный характер, то, по своему качеству он распадается на две принципиально различные разновидности:

  • Есть труд управленческий, содержание которого: поставить задачи перед подчинёнными, организовать их на выполнение этих задач, и проконтролировать результаты.
  • И есть труд, отчасти управленческий, поскольку, так или иначе, всё равно всем приходится управлять, но, по своему характеру он всё-таки производительный большей частью. Когда в рамках какого-то проекта, товарищ должен взять что-то у кого-то, произвести с этим некие технологические операции, и продукт своей деятельности передать кому-то ещё для того, чтобы он продолжил и интегрировал этот фрагмент коллективной работы в некий общий продукт.

Если говорить об управленческом труде, то в обществе всегда есть задачи, которые требуют профессионального управленческого труда. И вследствие того, что эти задачи есть, цивилизация на определённом этапе развития порождает государственность. Далее под государственностью понимается субкультура управления и делами общественной в целом значимости на местах и в масштабах всего общества на профессиональной основе. И реальность такова, что государственность занимается теми делами, которые люди, выступая в своём индивидуальном качестве, либо на основе эпизодической самоорганизации инициативников не могут решить эти задачи, либо вообще, либо с желательным уровнем качества.

Если смотреть на то, как живёт современная цивилизация, то получается так, что если государственность не справляется со своими обязанностями, о которых я сказал, то ошибки государственности и злоупотребление властью, которое она допускает, в одиночку и на основе самоорганизации, не может компенсировать никто.

Причины простые:

— Мы живём на основе коллективного труда, и качество управления этим коллективным трудом зависит от характера работы государственности и от качества работы государственности. Она создаёт некие условия, взаимодействуя с которыми, каждый из нас в пределах своего профессионализма может обеспечить качество своей жизни. Если же государственность не справляется со своими обязанностями, то какой бы ни был сколь угодно высокий профессионализм, он может обесцениться.

Познавательное ТВ, Артём Войтенков: Это даже не вопрос, насколько я вас верно понимаю. Если мы возьмём пример предыдущий с мужиками, которые строили самолёт, и переведём его на управление государственностью, если государственный чиновник делает свои дела с коэффициентом 0,9, то, когда много чиновников, то всё государство по сути, работает достаточно плохо, потому что эта ошибка, она накапливается в цепочках управления. Это так?

Михаил Величко: Это отчасти так. Потому что, работа государственного аппарата носит двухуровневый характер. Во-первых, государственность работает не просто так. Государственность работает на какую-то, вполне определённую концепцию организации жизни общества в преемственности поколений. И плохое качество жизни может быть запрограммировано уже самой концепцией. То есть, если концепция плохая, а государственность работает хорошо, то качество жизни будет оставлять желать лучшего. Но даже, если концепция хорошая, а государственность в силу разных причин работает плохо, то качество жизни тоже будет оставлять желать много лучшего. Поэтому, тут нельзя говорить, что всё сводится только вот к чиновникам, к их недобросовестности. Это не только к этому сводится.

Вот с 2013-го года мы наблюдаем события на Украине.

Суть событий:

  • Президент не справляется со своими обязанностями — кому-то это невтерпёж,
  • Кто-то начинает протестовать,
  • Кто-то начинает финансировать протестные настроения,
  • И те, кто протестует, они надеются на то, что, когда действующий президент будет сметён, отстранён от власти, то всё будет хорошо, потому что, придут новые люди. Либо вообще новые люди, которые не имели никакого отношения к прежней государственности, то есть, майдан выдвинет своих лидеров и они наведут порядок.

Есть такой рассказ Проспера Мериме, называется «Таманго».

Суть дела. В Африке жил один вождь, который занимался тем, что приторговывал соплеменниками. Как-то раз он недоглядел, в результате чего сам оказался в составе груза рабов, который транспортировался из Африки в Америку на корабле. В общем, перспективы его не устраивали, поэтому был организован бунт. Весь экипаж покидали за борт и остались наедине с морской стихией, кораблём. Тут выяснилось, что, для того, чтобы управлять кораблём, надо обладать кое-какими знаниями. Причём, не просто знаниями о том, что есть бом брам кливер, но и знаниями о том, в каком порядке надо тянуть разные верёвочки для того, чтобы кораблик шёл в хорошую погоду по соответствующему курсу, и что надо делать, когда погода меняется или надо изменить курс. То есть, нужны были знания. А кончилось всё дело тем, что все вымерли с голода. Когда их нашёл английский фрегат, Таманго был единственным живым. Ну и, в конце концов, он был доставлен в Америку, где благополучно спился.

Вопрос: Что такое бом брам кливер?

Михаил Величко: Это один из парусов на корабле. Но, толку от того, что мы, допустим, знаем, что это такое, если мы не умеем найти место, в реальности оказавшись на паруснике, что с ним делать.

Артём Войтенков: То есть, ты можешь уметь поворачивать паруса, но всё равно корабль неизвестно куда направить этим поворотом.

Михаил Величко: То есть, там тоже: в управлении кораблём — определённая слаженная работа. Если вспомнить времена парусного флота, то экипаж ста двадцати пушечного линейного корабля, это порядка семисот человек, каждый из которых должен вовремя делать своё дело. В противном случае, он может либо поломать мачты и порвать паруса, либо корабль погибнет.

Вот, государство часто уподобляют кораблю. Те, кто митинговал на майдане, они вовсе не задумывались о том, какие знания необходимы для того, чтобы майдан выдвинул дееспособных лидеров, и они обеспечили на Украине всеобщее процветание и благоденствие. И сейчас ситуация на Украине развивается в контексте из сюжета рассказа Проспера Мериме «Таманго».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.