Кадровая политика прошлого и будущего

novaja_kadrovaja_politika_1

Ежегодно 12 октября в России отмечается День кадрового работника — неофициальный профессиональный праздник работников отделов кадров в наше стране. В этот день в 1918 году решением Народного комиссариата юстиции была принята «Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции» и созданы первые кадровые аппараты органов внутренних дел. Впервые традиция отмечать профессиональный праздник — День кадрового работника — появилась именно в этих кадровых службах. Постепенно она прививалась на других предприятиях вместе с переходящими на них сотрудниками кадровых служб органов внутренних дел.

Поскольку День кадровика в России не утвержден официально, помимо 12 октября у него есть несколько других дат, более или менее популярных в разных городах России. Так, например, ряд источников предлагает отмечать День кадровика 24 мая. Но, несмотря на отсутствие официального статуса и точно установленной даты празднования, все кадровые работники в этот день получают поздравления от руководства, коллег и друзей с профессиональным праздником.

Мы же воспользуемся случаем, чтобы обсудить некоторые принципы кадровой политики.

ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Многие замечают, что рецепты политических игр, действовавшие ранее, теперь либо неработоспособны, либо помимо желаемого дают побочные эффекты, обесценивающие достигнутый результат.

АНТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образование является одним из важнейших компонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан на социальной принадлежности. Существовало две формы обучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование — поступления в государственную школу или предоставление репетитора. Неофициальное образование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило в негосударственной обстановке.

Официальное греческое образование в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалось рабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающие образование рабов. Девушка получала неофициальное образование у матери и училась, как сохранить быт в семье её отца, а позднее в жизни, и её мужа. В образование женщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовление пищи, а также шитье одежды.

Единственным исключением из этого была Спарта, где женщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне. Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.

ANTIChNOE_OBRAZOVANIE_1

Греческое образование, ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела и воображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разных городах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время как афиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем и естественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике и софистике — искусства представления аргументов путём обмана и причин, чтобы убедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы также преподавал музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качестве солдат.

В первые годы, афинских детей учили дома, под руководством мастера или педагога. Они обучались основам нравственности. Затем, их отправляли в школу, примерно в семь лет. Где педагоги учили детей читать, писать, считать и рисовать. Начальное образование было доступным для большинства людей, в том числе и для бедных слоев населения. Дети, принадлежащие к верхним социальным классам получали официальное начальное образование, поскольку их родители смогут позволить себе нанять учителя или отправить их в школу. Дети из бедных семей могли себе позволить лишь неофициальное образование.

Физическое развитие имело чрезвычайно важное значение для греков. Греческие мальчики начинали физическое воспитание во время или сразу после начала их начального образования, после которого ребята шли в гимназии. Физическая культура рассматривалась как необходимость для улучшения внешности, подготовки к войне, и крепкого здоровья в пожилом возрасте. Так же уделялось внимание развитию интеллекта.

После достижения 14 лет, мальчики из богатых семей имели возможность пойти в среднюю школу. Средняя школа могла быть постоянной, или знания могли быть получены от странствующих учителей, таких как софистов и других философов. Среднее образование включало в себя такие предметы, как естественные науки (биология и химия), риторику (искусство говорить и писать), геометрия, софистика, астрономия и метеорология. Преподавание этих предметов высоко ценилось в афинском обществе, так как афиняне считают, что интеллектуальное образование было одним из ключевых компонентов человеческой личности.

ANTIChNOE_OBRAZOVANIE_2

Музыка и танцы также были очень важны в Афинах. На протяжении своего обучения ученики занимались танцами, пением и игрой на инструментах (арфы, флейты, лиры).

Мальчики могли продолжить свое образование после окончания средней школы, получив аттестат о подготовке. После получения образования – шли два года военной службы.

Мы привели пример греческой системы образования, как один из характерных. К тому же концепция образования не изменилась с той поры. В школах всегда были преподаватели, однонаправленно передающие свои знания детям. И такая организация учебного процесса в условиях логики поведения царившей в обществе в те времена была выигрышной. Такая система образования позволяла обществу в целом развиваться.

КАКОВА ЖЕ БЫЛА ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОШЛОМ?

Каждый человек рождался, рос и умирал в прошлом в общем-то однородной технологической среде. Родился Ванечка под скрип телеги, всю жизнь Иван Иванович проездил на телеге, уходит из жизни дед Иваныч под тот же скрип телеги. То есть за время жизни технологии «телега» успело смениться несколько поколений людей —. поколения менялись, а технологии нет. Если технологическая среда менялась слабо, а происходившие новации воспринимались скептически, вплоть до сжигания на кострах или посадки на бочку с порохом. Общество очень неохотно меняло свои стереотипы поведения.

Поэтому выигрышной стратегией жизненного успеха было заучивание знаний, которые обеспечивали высокий уровень достатка. Единожды полученные знания отцы передавали детям, и те на их основе, если не были оболтусами, также гарантированно обеспечивали себе, как минимум, тот же достаток, что был у родителей.

Соответственно, какие-то новации с своём деле позволяли обеспечить больший достаток по сравнению с теми, кто секрета новации не знал. Так выгодной стратегией стало скрытие «ноу-хау» — методов улучшения своей продукции. А следствием — появление профессиональных династий: поваров, кузнецов, артистов, царей, вплоть до управленцев глобальными процессами. В существовавшей в то время логике поведения было выгодно скрывать знания и передавать их по наследству. Во многих случаях информация о том «как делать» («ноу-хау») была более важна, чем всё богатство рода, что неоднократно освещалось в сказках и преданиях.

На этой основе сложилась толпо-«элитарная» модель общественного устройства, где на верхушке пирамиды были в основном управленческие профессии, ниже информационные, а в самом низу — производственные.

pyramid_of_capitalist_system

Этой логике социального поведения подчинялись все процессы в обществе.

В том числе система образования и связанная с ней система кадрового отбора — в особенности. В образовательных процессах было важно наличие живого носителя информации — учителя, который не только передавал знания прилежным ученикам, но и осуществлял теми или иными способами кадровый отбор. Это очень важная составляющая процесса формирования пирамиды толпо-«элитарного» общества, поскольку на каждый уровень его иерархии нельзя было допускать тех, кто мог бы «слить информацию» вниз.

В ней незыблемо было наличие источника сокровенной информации — учителя, который передавал её прилежным ученикам. В том числе и по системам разнообразных посвящений от помазания на царство и до обрядов посвящения в конюхи или кузнецы. Отсюда благоговейное преклонение перед педагогами в древности, сохранившееся и до советского времени, когда к учителю ученики испытывали определённый пиетет и уважительность в общении в целом, независимо от личностных качеств человека. Уважали просто потому, что это был учитель.

Основой обучения, а по сути программирования учеников учителя была непоколебимая вера в учителя, как элемент системы мироустройства формата «веры в» : авторитет, в святое писание, в бога, в царя, в провидцев, в учёных и прочая бездумная вера «в»… Подробнее тематика раскрыта на странице Вера «в».

Однако, сегодня ситуация сильно изменилась.

Дело в том, что пирамиду социальной иерархии в толпо-«элитарном» обществе дополняет перевёрнутая пирамида знаний. На самом высоком уровне социальной иерархии те, кто обладает наиболее целостными знаниями о мире и широким кругозором. Именно эти качества их мировоззрения позволяли им удерживаться на вершине иерархии. При этом в общественном устройстве целостность и мозаичность их мировоззрения дополнялась калейдоскопичностью мировоззрения нижележащих уровней иерархии: чем ниже, тем более фрагментарные и разрозненные знания.

tolpo_elitarizm

На этой основе сложились и системы кадрового отбора на каждый из уровней социальной пирамиды. Наиболее эффективными были  системы разнообразных посвящений от помазания на царство и до обрядов посвящения в конюхи или кузнецы. Причём приветствовалось династическое наследование доступа к тем или иным знаниям: сын царя — царь, сын кузнеца — кузнец и т.п. В том числе, поскольку было эффективно скрывать свои знания от окружающих, развились системы разнообразной шифровки и кодирования знаний: криптография, символизм, использования метафор, недосказанностей и т.п.

Исходя из данной архитектуры и принципов построения системы управления обществом совершенно логичным было появление разнообразных тайных обществ, лож, кланов.

С одной стороны, они выполняли функции отбора кадров для более высоких уровней социальной пирамиды, так сегодня в западных университетах действуют разнообразные клубы, те кто в них входят получают какие-то бонусы или даже лояльность преподавательского состава.

С другой стороны, они обеспечивали информационную безопасность системы. Каждый участник проходил серьёзные многократные проверки, а также ритуалы, воздействующие на психику и подчиняющие его иерархии посвящений. После всех этих процедур участник получал доступ к определённому кругу общения, который могли составлять влиятельные и видные общественные деятели, в то же время сам становился частью информационной сети, по которой можно было передавать информацию с самого верха социальной пирамиды.

В то же время, круговая порука, аналогичная таковой у «классических» преступных сообществ, обеспечивала определённую безнаказанность эксплуатации остального общества в своих интересах — «свои» всегда выгородят.

Эта информационно-алгоритмическая система существовала длительное время, однако, сегодня ситуация сильно изменилась, а именно в первой половине ХХ века произошла Смена логики социального поведения.

smena_logiki_social'nogo_povedenija

Теперь родился в начале XX века человек при телеге, а умер в конце XX века — уже автомобили 3—4 поколения ездят, то есть за время его жизни сменилось множество поколений технологий. И так во всех сферах жизни общества. Скорость смены поколений технологий многократно превосходит скорость смены поколений людей (1 поколение за 25 лет). Значит, изменилась и логика социального поведения и «энциклопедисты» уже выглядят смешно при наличии доступа любого человека к поисковым системам сети «Интернет».

В условиях, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой (в некоторых случаях речь уже идёт на месяцы), на первое место и выходят методы освоения новых знаний, а не сами знания, которые быстро устаревают. Это меняет облик всего общества и систему образования в частности.

Стратегия династического наследования и сокрытия знаний стала проигрышной. Её эффективность отчасти сохраняется в тех областях, где пока удаётся скрывать информацию, но уже и там зачастую самоучки самородки выигрывают у наследных профессионалов. В школах, если учитель, как человек — плох, то к нему будет и соответствующее отношение со стороны класса — никакого преклонения перед авторитетами теперь нет.

Возникшее в середине XX века несоответствие между новой логикой социального поведения и устаревшей системой общественных отношений люди чувствуют и стараются адаптироваться. Те, кто оказывается неспособен к этому — болеют и преждевременно умирают, кто от болезней, кто сам себя убивает не в силах психологически адаптироваться к новой обстановке.

ДВЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитость культуры познания и творчества в обществе определяет спектр возможностей его будущего развития. Это верно потому, что способность выявлять и разрешать проблемы жизни общества напрямую зависит от мировоззрения людей и качества процесса образования человека.

Сам процесс образования может быть построен в русле двух стратегий:

  • развитие методологического образования — когда ученик осваивает методы получения новых знаний и навыков, а в дальнейшем — воспроизводит необходимые знания и навыки самостоятельно в темпе течения жизни и поступления задач;
  • развитие кодирующего образования — когда ученик осваивает некоторый набор фактов, с помощью которого, методом перебора имеющихся вариантов, «подбирает» решение поступающих задач.

И Владимир Путин обозначил в русле какой стратегии он видит дальнейшее развитие образования, указав на первоприоритетность освоения каждым, в процессе взросления, эффективной методологии познания и творчества:

Самое главное — научить ученика самостоятельно мыслить и самому оценивать те или другие события, не навязывая эту свою точку зрения и не навязывая даже то, что изложено в учебнике. На мой взгляд, это самая главная задача преподавателя — научить ученика самостоятельно работать и думать.

И если вторая стратегия развития кодирующего образования может не подразумевать освоения каких бы то ни было методов познания и творчества, то методологическое образование может иметь в своей основе какой-то перечень фактов, на базе которого каждый может осваивать эффективную культуру мышления. И это совершенно коррелирует с высказываниями Путина об учебнике истории:

…я считаю, что единая концепция преподавания истории и учебника нужна. Это не значит, что преподаватели, тем более люди молодые, увлекающиеся наверняка различными историческими теориями, самостоятельно анализирующие и первоисточники, и последующие документы, что у них нет собственного мнения, они не имеют право интерпретировать как-то по-своему те или другие исторические события и давать им свои оценки. Наоборот, это предполагает такую творческую работу и самим, и с аудиторией, и со школьниками, но это не исключает того, что у нас должна быть какая-то каноническая версия, используя которую, талантливые преподаватели могли бы доносить до ученика свою точку зрения.

Однако, сегодня, к сожалению, как в школьной, так и в университетской среде, доминирует стратегия кодирующего образования, поскольку учебный процесс построен на основе вещания преподавателем некоторой информации в аудиторию, а не на поддержке самостоятельного освоения методов и навыков познания и творчества. Это связано с некоторой инерцией таких крупных общественных институтов, как наука и система образования.

Kodirujushhee_obrazovanie

Концепция образовательного процесса «лектор — аудитория» была эффективна в силу того, что до середины XX века скорость обновления поколений людей была выше скорости обновления технологической среды.

КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗМЕНЯЕТ ОБЩЕСТВО?

belinskyВ новой логике социального поведения обретение нового прикладного фактологического знания не гарантирует занятия устойчивого положения на более высоких ступенях пирамиды потребительства, даже представителям одного поколения, а не то, что их потомкам. Профессиональные династии (династии ювелиров, кузнецов, банкиров и т.п.) неизбежно уходят в прошлое, поскольку прикладная фактология неоднократно устаревает за время активной жизни человека. Достаточно высокий профессионализм в любой сфере может освоить всякий в течение своей жизни, что делает бессмысленными разнообразные системы стратификации общества, делящие общества на толпу и «элиту» на основе большей доступности для «элиты» образования любого уровня, и недоступности некоторых видов деятельности и образования для толпы. По определению В.Г. Белинского:

Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету.

Lebon_Gyustav_prevyuЯвление толпо-«элитаризма» описал ещё в конце XIX в. французский социолог Гюстав ЛеБон в своей работе «Психология народов и масс».

Новое положение вещей вызывает разочарование в жизни множества индивидов, неспособных поддерживать или осваивать уровень профессионализма необходимый для занятия «ячейки» пирамиды толпо-«элитарного» общества. Но, кроме того, оно вызывает массовый интерес к причинам неустойчивости жизненного положения личностей, семей и обществ, ставит вопросы, на которые нет ответов в «элитарной» политологии, психологии, социологии, экономике, философии, о чём речь шла выше.

Новая логика социального поведения делает предопределённым массовый интерес к вопросам методологии познания и творчества.

Поскольку все процессы в жизни общества могут быть интерпретированы как процессы самоуправления либо же явно представляют собой процессы управляемые, то массовый интерес к методологии познания и творчества влечёт за собой обретение управленческой грамотности в массовом порядке и созидательный «бум» — моду на творчество.

Эти процессы можно своими действиям либо замедлить, либо ускорить, но невозможно остановить. И эту реальность необходимо принять, отказавшись от своих «элитарных» амбиций занять местечко «потеплее, да посытнее» в топло-«элитарной» пирамиде общества.

Те страны и регионы, которые первыми осознают неизбежность размытия толпо-«элитарных» моделей построения общества, которые будут способствовать обретению каждым человеком управленческой грамотности и создадут систему методологического образования, станут лидерами общечеловеческого развития.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Академик математик и экологист Н.Н.Моисеев в беседе за «круглым столом» в «Горбачёв-Фонде» сформулировал основной принцип кадровой политики отживающей системы общественных отношений:

Наверху (по контексту речь идет об иерархии власти) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране.

Иными словами мерзавец-дурак, способный наломать много дров, у власти быть не должен. Но осторожный мерзавец, который будет творить мерзости с оглядкой, так чтобы остальной мерзостной «элите» жилось спокойно и сытно, вполне приемлем.

Праведник же, способный призвать «элиту» к отказу от мерзостей, будет воспринят ею как антисистемный фактор — на стадии мирной агитации за счастье для всех, а когда обратившиеся к праведности перейдут от мирной агитации к утверждению справедливости и осуществлению социальной гигиены, опираясь на поддержку не-«элиты», то это будет названо тиранией, фашизмом, тоталитаризмом и т.п.

Принцип кадровой политики, провозглашённый академиком Никитой Моисеевым, в России утратил свою работоспособность. И возврата к нему не будет.

В новой логике социального поведения возникает интересный эффект. Если раньше «элита» в целом справлялась с задачами обеспечения эффективного функционирования технологической системы, то сегодня в условиях непрестанно меняющейся и усложняющейся технологической среды,«элитарии» с этими задачами, в силу своей глупости и ленности, не справляются. Потому они вынуждены привлекать кадры, которые в других условиях никогда бы не прошли систем посвящений и кланового отбора.

В новой логике социального поведения кадры оцениваются, в первую очередь по своим личным и профессиональным качествам, а не по принадлежности к тому или иному клану или системе посвящения.

novaja_kadrovaja_politika_2Те, кто не понимает этого принципа и действует по-старому — уйдут в историческое небытие. Ярким примером является «элита» Украины, которая занималась рвачеством на клановой основе и забыла о необходимости обеспечения хотя бы минимума управленческой состоятельности своих кадров. В итоге назревшую необходимость повышения качества управления и некоторые нерешённые внутренние проблемы внешние силы смогли превратить в протест и государственный переворот, поскольку население было управленчески безграмотно, эмоционально неустойчиво и было неспособно отследить воздействие на себя. В итоге качество управления просто рухнуло, в стране разруха и конца края ей не видно.

На севере — в Республике Карелия есть организованные подобным же образом «элитарные» кланы. Смешно то, что они же являются «любителями протеста», так как их «кормушка» ограничена муниципальным уровнем, а хотелось бы выйти на региональные «хлеба». Но тут всё уже занято, что конечно не устраивает «местячковый олигархат», который поэтому идёт по старой, проторенной дорожке — призвать внешние силы, которые «свалят» существующий режим и поставят их, родимых, на управление регионом. Ну или по-минимуму — устроить хаос в регионе с тем, чтобы «ловить рыбку в мутной воде», пока центр очухается и снова восстановит управляемость.

Однако и те, и другие, да и все остальные любители «элитаризоваться», подбирающие свою кадровую базу по клановой лояльности, а не на основе личных качеств и профессионализма — сами себя загоняют в ловушку, потому что сегодняшняя реальность такова, что множество самоучек могут обрести профессионализм многократно превосходящий подготовку представителей, так называемой, «элиты» и использовать его для перехвата управления. Причём качество управления при этом может и не упасть, даже при попытках саботажа процессов со стороны «уходящих» кланов. И это — страшный сон многих, потому что в этом случае уже не получится пугать обывателя послемайданной разрухой и на этой основе продолжать его эксплуатировать.

по источникам:
http://inance.ru/2014/10/kadrovaya/
http://inance.ru/2014/10/uchitel/
http://inance.ru/2014/09/znaniya/

Новые стандарты бизнес-образования

Что бы поддерживать свой социальный статус, необходимо всю жизнь учиться, переучиваться и учить других.

Обучение в коммерческих предприятиях и государственных организациях — процесс объективный, т.е. учить нужно, хотим мы этого или нет. А вот КАК будет проходить проходить обучение — процесс субъективный, а именно по какой концепции в первую очередь будет готовиться управленческий корпус? Разумеется, что управленческая концепция не может расходиться с текущей на предприятии, и её необходимо осознать, огласить и подтверждать делом. Итак, управленческие концепции вытекают из двух концепций мироустройства:

1. Мир устроен для блага меньшинства.

2. Мир устроен для блага большинства.

Соответственно, из первой получается толпо-«этитарная», а из второй вытекает Большевисткая концепции управления:

1. Менеджмент: «разделяй и властвуй», манипулируй, обманывай, подавляй, работай с возражениями; с корпоративный принципом «подчиняясь, подчиняй»; где знания, опыт и информация — конкурентные преимущества карьериста в борьбе за деньги, власть и славу. Командный принцип работы на командира и под командиром с ошибками и злоупотреблениями командира.

2. Управление: «объединяй и созидай» с диалогом по технологии Тандемного принципа деятельности, когда в основе идея справедливости (не путать с шариковским «взять и всё поделить»), в основе принцип человечности, раскрытия творчества (не путать с криативом) индивидуальной и коллективной деятельности на принципе Соборности единомышленников; где знания, опыт и информация — достояние коллектива и корпорации.

Рядовому обывателю понятно, что по Большевисткой концепции качество управления — высокое, а западный менеджмент по определению основывается, и как первопричина, и как следствие — на низком качестве управления. Но кто из управленцев осознанно понимает и оглашает эти две элементарные для понимания управленческие концепции? Настало время не впаривать, а честно продавать, не работать с возражениями и преодолениями в словестной эквелибристике и манипуляции с имитацией диалога, а необратимо ставить умение входить в диалог с подчинёнными, начальниками, коллегами, и далее с любимыми и близкими, или просто с другими людьми.

Стране и миру нужна новая концепция мироустройства, что бы вывести планету и Россию из кризиса, а сделать это один Владимир Владимирович не в состоянии, нужен новый кадровый корпус, именно так и назван проект новых бизнес-образовательных стандартов — Новый Кадровый Корпус, который в формате неавторской культуры приглашает к сотрудничеству всех осознающий данную проблематику.

Конечно, примеры управленцев: капиталист большевик Генри Форд — управленец № 1 микро уровня (экономический), лучшие государственники Иосиф Виссарионович Сталин— управленец № 1 макро уровня (глобальный), Лаврентий Павлович Берия …

Продолжении тематики концепций управления на странице Курс МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.