© copyright, неавторская культура и запретительство

Нет ничего сильнее обнародованного слова
(А. С. Пушкин)

Идею нельзя запретить, идею можно победить только более мощной идеей
(В. М. Молотов, Нарком иностранных дел СССР, 1939г.)

Никакая армия не сравнится с силой идеи, время которой пришло
(В. Гюго)

Ничто не может остановить Идею, время которой пришло
(Бодо Шефер)

Знания не имеют авторства, они принадлежат всему человечеству
(?)

Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов
(И. Ньютон)

Труд учёного — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия
(Максим Горький)

Новый Кадровый Корпус — проект неавторской культуры

Неáвторская культу́ра — это традиция писателей, учёных и изобретателей отказываться от авторских прав на свои произведения. Наиболее ранними формами проявления неавторской культуры являются народные предания, фольклор. Примерами современной неавторской культуры являются литературные маски авторских коллективов Козьма Прутков, Николя Бурбаки, ВП СССР. Под это понятие подподают фанклубы, хэппенинги, совместное музицирование, публичные дискуссии, телеконференции, сетевые проекты с неопределенным и переменным составом участников.[1]

У Вас в телефоне рингтон из модного шлягера? Вам позвонили, когда Вы на улице или в магазине? Поздравляю: Вы – преступник. Согласно букве части 4 Гражданского кодекса, Вы распространили среди неопределённого круга потребителей произведение, право копирования которого защищено.
(Анатолий Вассерман по поводу копирастов, цитата из книги «Скелеты в шкафу истории»)  Читать далее →

Особенности неавторской культуры

Неавторская культура обеспечивает доступность достижений общества (произведений искусств, науки, проектно-конструкторской мысли и т. п.) всем и каждому, что необходимо для личностного развития людей в процессе освоения ими достижений культуры прошлого и её преемственного развития. Достигается это свободой от барьеров, создаваемых законодательством (законы об авторских и смежных правах), отсутствием чёткого деления на потребителей и творцов информации, а также из-за невозможности разграничить авторство в некоторых случаях.

Для неавторской культуры характерна коллективная деятельность. Авторство специалистов в различных областях позволяет более широко раскрыть тему. Кроме того, может присутствовать тандемный принцип, когда авторы с различными воззрениями на один предмет путём обсуждения приходят к единому мнению. Отсюда вторая особенность — плоды творчества глубже и объективнее.

Отказ от авторских прав практически исключает труды ради получения учёной степени, материальной выгоды от продажи книг и других бесполезных для общества, а иногда даже паразитных и злонамеренных целей. Таким образом, неавторская культура препятствует карьеризму, сводя к минимуму графоманство и «творчество» ради должности и прочей наживы. На первый план выходит не автор, а информация. Практика «продажи» регалий и именитости автора не актуальна при свободном доступе к открытой информации.

Неавторская культура способствуя повышению качества информационного продукта при его открытости и доступности способствует добросовестности в конкуренции, а так же способствует снижению затрат в его продвижении. Неавторский информационный продукт открыто презентуется и позиционируется без опасений его использования конкурентами. Конкуренция так таковая лишается смысла и превращается в сотрудничество, в кооперацию, в специализацию по направлениям и в итоге в развитие.

Юридический аспект неавторской культуры

Принципы неавторской культуры отличаются от традиционного подхода к авторскому праву, при котором ограничивается свобода копирования произведений. В неавторской культуре обычно не используется лицензирование работ. Юридически такие работы могут классифицироваться, как общественное достояние.[3]

[3] Общественное достояние — это совокупность творческих произведений, авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Сроки и порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах несколько отличаются. На произведение, являющееся общественным достоянием в России, может действовать копирайт в США, и наоборот. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

Может использоваться специфический копирайт, как в случае с авторским коллективом ВП СССР.[4]

[4] © Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом, совершивший это столкнется с воздаянием за воровство, выражающемся в неприятной «мистике», выходящей за пределы юриспруденции. Тем не менее, каждый желающий имеет полное право, изходя из свойственного ему понимания общественной пользы, копировать и тиражировать, в том числе с коммерческими целями, настоящие материалы в полном объёме или фрагментарно всеми доступными ему средствами. Изпользующий настоящие материалы в своей деятельности, при фрагментарном их цитировании, либо же при ссылках на них, принимает на себя персональную ответственность, и в случае порождения им смыслового контекста, извращающего смысл настоящих материалов, как целостности, он имеет шансы столкнуться с «мистическим», внеюридическим воздаянием.

Современное копирайтное законодательство даёт авторской культуре преимущество перед неавторской в том смысле, что создаёт различные стимулы для авторов. Вместе с тем, оно даёт метод присваивания культурных ценностей и ограничивает доступ к ним широкой общественности, тем самым затрудняя и замедляя технический прогресс.

copyright

Примером такого негативного действия системы может служить процесс Зельдена, в котором автомобильный трест воспользовался патентом Зельдена с целью запугать и заставить отказаться Генри Форда от своего дела. Об этом Г.Форд пишет следующее:

На нашем пути всё же встречались тернии. Ведение дела затормозилось грандиозным судебным процессом, поднятым против нашего Общества («Форд моторс») с целью принудить его при-соединиться к синдикату автомобильных фабрикантов. Последние исходили из ложного предположения, что рынок автомобилей ограничен, и что поэтому необходимо монополизировать дело. Это был знаменитый процесс Зельдена. Расходы на судебные издержки достигали иногда для нас весьма крупных сумм. Сам, недавно скончавшийся Зельден, имел мало общего с упомянутым процессом, который был затеян трестом, желавшим при помощи патента добиться монополии. Положение сводилось к следующему:

Георг Зельден заявил ещё в 1879 году патент на изобретение, охарактеризованное следующими словами: «построй-ка простого, прочного и дешёвого уличного локомотива, имеющего небольшой вес, легко управляемого и достаточно мощного, чтобы преодолевать средние подъёмы.»

Эта заявка была законно зарегистрирована в департаменте привилегий под входящим номером, пока в 1895 году по ней не был выдан патент.

В 1879 году при первоначальной заявке никто ещё не имел понятия об автомобиле, в момент же выдачи патента самодвижущиеся экипажи давно уже были в ходу.

Многие техники, в том числе и я, занимавшиеся много лет проектированием автомобилей, с изумлением узнали в один прекрасный день, что разработка самодвижущегося экипажа защищена патентом много лет тому назад, хотя заявитель патента указал только идею и ничего не сделал в смысле её практического осуществления».

(Г.Форд, “Моя жизнь, мои достижения”, гл. 3. “Начинается настоящее дело”).

Г.Форд выиграл процесс, и потому в истории есть автомобильная фирма «Форд моторс». С той поры дело “защиты” «авторских и смежных прав» продвинулось гораздо дальше.


О запретительстве


Художественный фильм «Человек в белом костюме», Великобритания, 1951

Человек в белом костюме (1951, Великобритания)

Эксцентричный изобретатель Сидни Стрэттон работает на текстильной фабрике. Однажды ему удается создать нечто необыкновенное. Новая ткань, изобретенная им, не рвется, не мнется, не изнашивается. Конкуренты начинают за ним охоту…

Фильм о роли авторского права и судьбе прогрессивных изобретений в капиталистическом обществе, где все социальные классы не заинтересованы в настоящем прогрессе.



Финская 9-летняя девочка попала под суд за пиратство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.